Здесь вы найдёте самые интересные ссылки и ответы на вопросы которые связаны c...
Роман Тарасенко.
Маркетинг 99,9%.
Иван Исаев:
  • Всем привет! Сегодня у меня очень интересный гость. Человек, который работал с такими людьми, как Ксения Собчак, Ирина Хакамада, Андрей Малахов, Тина Канделаки. Человек, для которого маркетинг — это не просто цифры, но и глубокая психология. Популярный блогер и приятный собеседник. Сегодня хотелось бы поговорить о том, как вообще психология людей работает, почему они покупают и как повлиять на их решение. Ведь маркетинг — это такая штука, которая в жизни повсюду. Мы общаемся с родственниками, мы общаемся со своими друзьями, с коллегами и во всем маркетинг. Здесь мы продаем идею, здесь мы продаем еще что-нибудь. И все это хотелось бы сегодня обсудить. Но первым вопросом я очень хочу тебе задать такой, про время. Когда мы договаривались с тобой на съемку этого подкаста, а это было месяц назад, ты сказал, есть только одна свободная дата и вот она сегодня. И я задумался, если у тебя расписан график на месяц вперед, а может быть и на 2, может быть и на 3, каково тебе живется с этим ощущением? С одной стороны - это востребованность,гарантия того, что есть работа, есть необходимость, нужность и так далее. Но с другой стороны, это ведь обязательство. Это то, что ты не можешь вклинить туда что-то личное, потому что ты уже пообещал кому-то и что-то. Вот расскажи про это.
Роман Тарасенко:
  • Ты знаешь, это одновременно простой и сложный вопрос взаимоотношения со временем, потому что надо зайти совсем издалека. Я научился очень жестко и строго планировать свое время. Именно научился. Так получилось, что я в достаточно взрослом возрасте узнал, что у меня синдром дефицита внимания. В школе я учился так себе и отвлекался каждые две минуты, я очень хорошо это помню, у меня есть такая забавная история из жизни. Я никогда и нигде не рассказывал, что меня привлек очень сильно дог в свитере, который гулял по улице возле школы, я его увидел в окно и сорвал урок. А в окно я смотрел, потому что я делал это супер часто, то есть мне действительно моего внимания хватало очень ненадолго. И поэтому у меня есть одновременно несколько инструментов, которые позволяют мне не сходить с каких-то рельсов. Первый — это календарь, в который я записываю абсолютно всё. А второй, помимо календаря, есть ещё напоминалки. Потому что иногда ты ещё забываешь заглянуть в календарь и ты такой «Ой, встреча!». То есть я знаю, что если я с кем-то договорился и не внес это в календарь, то всё, это пропало навсегда. И пару раз были такие, к сожалению, прецеденты, когда меня кто-то или что-то отвлекало, я забывал записывать календарь, и мне все еще стыдно перед этими людьми.
Иван Исаев:
  • А вот ты чувствуешь эту безопасность от того, что у тебя загружено вперед несколько месяцев?
Роман Тарасенко:
  • Нет. А верно, это не про безопасность абсолютно. Я чувствую больше как раз ответственность, которая даже местами напрягает. И от того, что ты, наверное, думаешь, зачем ты так вот на все это вот согласился и запланировал.
Иван Исаев:
  • Потому что я никогда ничего не планирую, для меня этот вопрос очень интересен. Мне кто-то говорит, можно через два дня? Я говорю: “Ты через два дня меня спроси, я тебе отвечу”.
Роман Тарасенко:
  • Это как раз мы с тобой когда договаривались об интервью, ты говоришь, давай я тебе тогда там за пару дней напишу. Ты мне напишешь за пару дней, но мы не сможем записаться, у меня уже всё занято будет.
Иван Исаев:
  • А для меня это норма. Поэтому я такой, о!
Роман Тарасенко:
  • Как-то разговаривая с одним замечательным психологом, Аленой Ванченко, она мне объяснила, что очень многие люди боятся вот этого ограничения и очень сильно боятся идти в четкую систему, в определенную ответственность, но только она на самом деле формирует человеку свободу. Потому что если я понимаю свой график вот этот, то все остальное у меня свободно. А если у меня был бы хаос и я бы не мог в режиме реального времени, вот знаешь там не знал бы техники отказа в целом и у меня там за два дня бы все прилетало и прочее, мне кажется, я бы сошел с ума, наоборот, от того, что у меня одно, другое тут хочется, это хочется, еще что-то, но как-то эти события, эти предложения, которые бы поступали, о встречах и так далее, они бы начали у меня конкурировать между собой. А мне этого не хочется. Я понимаю, что если у меня с тобой стоит сегодня съемка и мы с тобой за месяц об этом договорились, то даже если мне предложат что-то более интересное, ребят, нет, я пообещал. И это сильно упрощает мне планирование жизни и расстановку приоритетов. Потому что если я месяц назад с тобой договорился и понял, что да, для меня важна эта съемка и я должен к тебе приехать, то все, ну вопросов нет.
Иван Исаев:
  • Тогда поговорим немного о маркетинге. Все-таки ты этим занимаешься многие годы и твое отношение, оно не поверхностное, а вот именно такое, с глубиной в психологии. И поэтому хочется задать такой вопрос: а маркетинг - это вообще этично? Ведь по сути это искусство, в котором мы заставляем кого-либо что-либо захотеть.
Роман Тарасенко:
  • Тут нужно тогда отмотать раньше, потому что маркетинг является инструментом обслуги бизнеса и нужно задать вопрос более широкий, бизнес - это этично или нет?
Иван Исаев:
  • Бизнес этично, потому что мы человеку даем нечто, что ему нужно.
Роман Тарасенко:
  • Сейчас тебе в комментариях прилетит большое количество людей, которые скажут, вы знаете, что если посмотреть на большинство продуктов, которые продаются, в частности на маркетплейсе, мы могли без них абсолютно спокойно прожить.
Иван Исаев:
  • А вот это как раз про маркетинг, я сейчас к этому подойду, но для начала, этично или нет, преподносить что-либо с более лучшей стороны для того, чтобы люди это захотели.
Роман Тарасенко:
  • Я стою на той стороне, на которой маркетинг ,как и бизнес, помогает миру что-либо создавать и, конечно, здесь всегда есть ограничения. Я знаю бизнесы, которые вредят жизням людей. Реально знаю их очень много и есть там тоже элементы маркетинга, глупо это отрицать. Я не являюсь ханжой, но я не работаю с компаниями, которые продают алкоголь, табачные изделия. Исходя из определений манипуляция, если рассматривать ее как абсолютно корректное определение, это скрытое воздействие на человека.
Иван Исаев:
  • Скрытая.
Роман Тарасенко:
  • Манипуляция в этом и является определенным смыслом, где я, не открывая своих намерений и так далее.
Иван Исаев:
  • Мы показываем нечто, как человеку хорошо и подсознательно он понимает что ему хорошо, потому что так может и сигареты рекламировать. Здесь манипуляция в том, что мы его подводим к чему-либо как бы со стороны, косвенно, например, можно с помощью маркетинга сделать определенную пропаганду за курение и против курения, за алкоголь и против алкоголя.
Роман Тарасенко:
  • Мне еще показалось, что все последующие исследования показывают, что нет. Например, когда это известное исследование нейромаркетологов в отношении этих ужасающих надписей и изображений с легкими, сердцем и так далее. Чем эта кампания в итоге закончилась? Тем, что все настоящие курильщики, когда приходят покупать табак, им дают какую-то пачку, они говорят, слушай, дай другую, сегодня уже с легкими было, дай с сердцем. То есть получается, что хотели как лучше, попытались скрыто воздействовать на человека тем, что это вредно, но не получилось, потому что это не работает.
Иван Исаев:
  • Но курить меньше стали. И, возможно, на тех, кто заядлый курильщик, это не действует, а на тех, кто новый, это действует.
Роман Тарасенко:
  • Мы этого не знаем с тобой, именно это привело к уменьшению курения или курить стало не модно. Вот не это ли воздействие потому что вот смотри интересная тоже штука - товары становятся модными и это сложная архитектура. Есть две темы в маркетинге, которые меня последнее время больше всего интересует. Это тема того, как формируется у людей базовая безопасность, потому что многие продукты именно на этом основаны. А второе - это как продукты становятся модными, потому что очень часто это происходит вопреки всем маркетинговым прогнозам, суждениям и так далее. И вот тут я хочу просто коснуться темы манипуляции, вернуться к тому, что ты задал этот важный на самом деле вопрос, потому что к манипуляциям дальше можно приписать абсолютно все. Манипулирует ли мама своим ребенком, когда говорит ему, если ты не съешь кашу, то мультики не посмотришь? В чем именно здесь состоит манипуляция?
Иван Исаев:
  • Она говорит, если будет так.
Роман Тарасенко:
  • А в чем манипуляция?
Иван Исаев:
  • Она его заставляет что-либо сделать.
Роман Тарасенко:
  • Вот тогда мы с тобой договорились до того, что любой код, который участвует так или иначе в кусках программирования чего бы то ни было, он состоит из манипуляций. Потому что мы присутствуем в мире, в котором если то является основополагающей составляющей, в рамках которой мы обучаемся. Получается что от момента рождения до получения оценок в школе нам тоже говорят, что если ты не сделаешь домашнее задание, то у тебя будет двойка. Мы все время живем в режиме причинно следственных связей, получается что причина следственная связь является корнем зла, потому что в ней заложена манипуляция и маркетологи, которые засняли какую-то рекламу, показавшую идеальную семью благодаря соку, то есть в ней причинно-следственная связь, которая, опять же, идет всегда очень тонко, используются инструменты когнитивного искажения в большей степени для того, чтобы у людей не включалось аналитическое мышление, и чтобы люди не врубали режим рациональности. И тогда получается, что любая последовательность является манипулятивной, а из нее соткан весь мир. Если ты выйдешь на улицу без верхней одежды, то ты заболеешь. Является ли это манипуляцией, если мы завтра это расскажем в рекламе? Ты скажешь да, а я скажу не знаю, потому что мы в данном контексте просто показываем причину и следствие.
Иван Исаев:
  • Но в принципе, а может быть манипуляции это и неплохо?
Роман Тарасенко:
  • Ты вначале задал вопрос, что для меня маркетинг все-таки это больше про психологию, про цифры? Про две эти важные дисциплины, поэтому сейчас опять будет комментарий от психолога, что в целом, когда человек съезжает с рельсов хороший, плохой, хорошо или плохо, то его жизнь становится гораздо богаче и интереснее, он начинает понимать лучше других людей. И если мы здесь как раз съедем с рельсов того, что манипуляция это плохо или хорошо мы просто поймем что манипуляции - это манипуляции и все. Как обучить человека противодействовать манипуляциям вот лучше задаться вопросом о том, что если бы мне дали волю, я бы сказал что в школе единственно важной дисциплиной с 14 лет надо начинать преподавать критическое мышление и что оно должно быть. А как обучиться этому видению вообще без понятия, то есть я прочитал, выучился и приобрел, но я никогда не понимаю как это можно именно преподавать и чтобы человек в моменте действительно понимал и умел адекватно анализировать. Каждый человек анализирует по-своему, включает аналитическую способность, а для чего нужно критическое мышление почему не принимать все как есть, потому что мы существа несовершенные, у нас наша гормональная система и в целом мозгоустройство собрано таким хитрым образом, что заложены и инстинкты, связанные в первую часть с выживанием, а второе с размножением, а третье иерархические. У нас заложено три определенных элемента и дальше отсюда какие-то штуки, связанные с поведением непосредственно бей-беги-замри, про которые все тоже хорошо знают и тут вопрос в том, что нас природа не создала для того, чтобы мы ходили говорить на подкасты, записывали, покупали что-то, поэтому мы зачастую под действием своих собственных гормонов. Я один раз сделал слайд: “что влияет на поведение человека”. Остановился на лунных циклах и все смеются, чувак ты с ума сошел, на каких лунных циклах, а доказано в рамках реально научных экспериментов, что за два дня до полной луны и два дня после - весь этот период люди хуже спят и у них дети очень плохо спят. Люди хуже спят тоже на несколько часов и качество сна снижается и у них снижаются когнитивные способности, они себя по-другому ведут, если ты на два часа меньше поспал и ты соответственно уже другие принимаешь решения, гораздо менее взвешенные. Почему нам нужно аналитическое мышление и развивать в себе критическую способность мыслить, чтобы ты понимал где тебя дестабилизирует, какими новостными событиями или луной. Твои внутренние гормоны, цвета, запахи и прочее, все, что на тебя так или иначе воздействует и понимал, тебе это реально надо, и ты сейчас принимаешь решение под воздействием гормонов, алкоголя, чего бы то ни было или ты его принимаешь действительно взвешенно, исходя из твоего желания, способностей, финансового благополучия и так далее, твои перспективы, потому что люди тоже часто это не понимают.
Иван Исаев:
  • Я изучал несколько курсов гипноза и пробовал гипнотизировать. И как? Очень интересная тема. Кстати, 99% людей неправильно понимают.
Роман Тарасенко:
  • В принципе, что такое гипноз. Они думают, что как в фильмах, знаешь, пока что ты меня сейчас коснулся, и я упал.
Иван Исаев:
  • Кстати, так тоже можно, но я сейчас не совсем про это. Есть такое понятие гипнабельный человек и не гипнабельный. И вот не гипнабельные люди — это как раз люди с сильно развитым критическим мышлением. Они не могут почувствовать и ощутить так, как гипнабельные, потому что у них сразу включается «а нет», «а почему он так делает», «а зачем он так делает», и вот противоречия мешают ему войти в это состояние гипноза. И для того, чтобы такого человека погрузить в гипноз, нужно прям часами его расслаблять, пробовать все возможное, это можно сделать, но это очень сложно. А есть гипнабельные люди, которых действительно можно дёрнуть за руку, сказать определенные скрипты и его прям вырубит. Мы размышляли, хорошо ли плохо быть таким гипнабельным человеком и меня убедили, что на самом деле хорошо. Потому что эти люди ощущают жизнь гораздо ярче. И когда ему говорят, это вкусно, это красиво и он сам может смотреть на закат и плакать, то человек с большим критическим мышлением, он весь в заборах, весь в щитах. И он для того чтобы насладиться этим закатом, должен с собой что-то сделать, какие-то медитации.
Роман Тарасенко:
  • Ты прав абсолютно. Я тот человек, который как раз поплачет над закатом. Но я-то как раз рассматриваю, как людям с содраной кожей. Эмоциональности надо научиться включать, как режим. И именно научиться с этим эффективно взаимодействовать. Те, кто родился, и я встречал людей напрочь лишенных эмпатии и в целом какого-то богатого чувственного переживания. И это не то, что гипноз, понимаешь, я там не знаю просто, у них есть вообще болевые ощущения. И это вдвойне прикольно, потому что если их обучить чувственности, мне кажется, нереально, а обучить критическому мышлению для того, чтобы просто думать самим, а не когда за тебя. И включать это в разные режимы, это поможет. Ты своим рассказом мне напомнил другое, как один из известных магов в нашей стране, когда он собирал паству, кого он будет обучать магии, он тоже проводил тест, но только не на гипнабельность, а на есть ли у человека вообще склонность к экстрасенсорным способностям. Знаешь, что он делал? Он говорил, возьмите руки, сожмите плотно кулаки друг к другу, подержите так минуту, держим и после этого отдалите их друг от друга, и вы чувствуете, но вот как руки между собой магнетизируется, кто чувствует - поднимите руку, кто не чувствует - пошел вон из зала. Человек не обладающей внушаемостью никакой, он понимает что с ними делать нечего и оставались только те, кто обладает хоть сколько внушаемостью готов уйти в эту фантазию, вот тут вопрос: кому живется лучше, не знаю.
Иван Исаев:
  • Продемонстрировал конкретный гипнотический тест. А, серьезно? Абсолютно серьезно. Не знал, да. Это прям не шутка, это конкретный гипнотический тест. Есть их целый ряд. Как быстро среди толпы выбрать того, кто более гипнабельный, внушаемый, это одно и то же, по сути. Да-да. И определить. Вот самое популярное, это когда человеку говорят, закрой глаза, вытяни руки вперед, представь, что у тебя здесь лежит пачка тяжелых книг, а к этой руке привязаны воздушные шарики. Вот закрой глаза и попробуй это ощутить. А теперь мы шариков добавляем и книги становятся тяжелее. И люди, у которых вот так руки начинают расходиться, они это ощущают. И вот тот, у кого эти руки расходятся быстрее и сильнее, вот он самый гипнабельный. Есть люди, которые сразу вот так сделают, вот его можно вырубать молниеносно. — Жаль, у нас с тобой нет курсов по критическому мышлению.
Роман Тарасенко:
  • Потому что мне кажется, сейчас про это рассуждаем, мы бы продали великолепный курс по критическому мышлению. Люди посмотрели на нас, такие, ребята, кажется, срочно нужно обучаться критическому мышлению и просто понимать.
Иван Исаев:
  • Вот есть транс. Человек в трансе находится ежедневно, многократно. Задумался, читаешь книгу, чайка пролетела над большой волной, чайку представил, а ее нет. Это галлюцинация. По сути это транс. Такое что-то, где ключи, ой, они в руке, остановку проехал, ты о чем-то задумался - это все транс. Транс, он обязателен для человека, он разгружает мозг. И в определенный момент он сам автоматически включается. А гипноз — это когда тот же самый транс навязывают человеку извне. Идея в том, что когда человек в трансе, у него отключается полностью критическое мышление и если обычному человеку сказать «вытяни руку, она у тебя сейчас не согнется», то нормальный человек без транса, он скажет «чует, она у меня не согнется, вот!», а человеку, которого подгипнозили, ему сказать «вытяни руку, сейчас ты постараешься ее согнуть и убедишься в том, что она абсолютно несгибаема. Тут даже скрип такой зацикленный. — Да-да-да. — И если он согнет ее, значит, он неправильно выполнил задание. Он же должен был убедиться, что она несгибаема. А если он ее не согнет, он начинает трансовать, его дальше углубляют. Идея гипноза в том, чтобы ввести человека в такое состояние, в котором ты ему говоришь разные вещи, а он не пытается их переосмыслить. Он говорит, вот стакан черный. И он такой ну черный и черный, для него думать гораздо сложнее, чем выполнить.
Роман Тарасенко
  • Вот именно это и есть гипноз. Я тебе хочу сказать, что благодаря тому, что сейчас подсветил маркетинг по сравнению с гипнозом это святое знание абсолютно белое и так далее, я люблю применять гипноз. Может ты знаешь тут вопрос в том, что мы очень ограничены, мы не можем с тобой пойти и говорить о том, что можно написать гипнотический текст, который будет работать на 100% людей и будет очень эффективный в рамках рекламных кампаний как правило.
Иван Исаев:
  • Представь вот гипнотический текст, например, на примитивном: лимон кислый представил? Второй скрипт: представь прямо сейчас у себя на языке жёлтую дольку лимона, который только что отрезали. И вот это слово «представь», оно начинает в тебе включать ощущения гораздо ярче, чем в первом случае.
Роман Тарасенко:
  • Согласен. Это то, что в рекламных компаниях очень часто используют. Мы едем постоянно и по радиостанции может быть описание жилого комплекса именно так: «Представьте себе, вы выходите на собственную веранду». Знаешь, и дальше и пошло всё. Погружение в контекст.
Иван Исаев:
  • А вот понравиться другому человеку или влюбить в себя, это тоже ведь инструменты маркетинга?
Роман Тарасенко:
  • По сути да. Я как-то раз летел в самолете в один из сибирских городов и рядом со мной в кресле оказалась девушка. Я всегда, когда сижу в кресле, начинаю либо читать, либо смотреть фильм, полет, а потом когда еда, то это сложнее как-то делать. И собеседник в это время тоже освобождается и беседуешь. Я так с очень большим количеством интересных людей познакомился. И в том числе я познакомился с этой девушкой, она работает в стриптиз-баре. А я без осуждений и мне было очень интересно. Она рассказывала все технологии, которые они используют. Вот где маркетологам надо поучиться бы. Какие технологии они используют, как понравиться другим парням, когда ты выходишь. А самое первое — не хотеть понравиться. Это самое первое.
Иван Исаев:
  • Как они это делают?
Роман Тарасенко:
  • И самое очевидное, не ищут никого глазами. То есть, намеренно, когда они выходят, ты ищешь, кто же на тебя посмотрит и знаешь украдкой, ну, то есть, ты всё равно этим палишь. А если ты себе даёшь установку, что ты выходишь и ты королева,если ты не хочешь, ну, то есть, абсолютно, вот ты не ищешь, чтобы тебе понравилось, и ты вообще, ой, ребята, как я утомился от этого всего, а, вот, ну, невозможно. Я хочу тихонечко, красиво посидеть у бара, посидеть спокойно, то в этот момент все и начинается. Как хотеть понравиться другим людям, это хотеть понравиться другим людям. Как только ты хочешь, ты в этот момент совершаешь очень большое количество ошибок, потому что начинаешь сразу же думать, а нет ли там пятна, а там еще что-то, ну то есть ты начинаешь какими-то вот, сейчас много спикеров стало на тему кинетического интеллекта, они безумно интересно все это рассказывают. Что ты через эти суетливые действия и проявления, ты демонстрируешь так много, что у людей вызывает отторжение. Ощущение привлекательности, ощущение надежности и так далее. И вообще мы всегда очень хорошо понимаем, когда человек хочет понравиться или не хочет понравиться. Всегда это понимаем и считываем. И когда понимаем, что он хочет нам понравиться, а зачем? А не мошенник ли он? А может быть, мы можем как-то это тогда использовать? И у нас начинает это всё работать последовательно, и думаешь, о, прикольно, при том, что в большей своей массе нравятся люди, которые, нам нравятся люди, которые вообще не заигрывают с толпой, не пытаются понравиться и угодить всем. Это очень важная тема, потому что я как-то написал критерии важные для меня, критерий бренда и вот один из топ трех критериев - бренды не имеют права быть ванильными, то есть беззубыми и пытающимся понравиться всем. Сильные стойкие бренды всегда обижают тех, кто не может их позволить себе купить и они их ненавидят, эти люди фанаты обожают. Сумки Биркин, например, из-за дороговизны, далеко не все могут себе их позволить, и осуждают, и прочее, но есть такое количество фанатов, и тут вопрос в том, что бренд, он должен вот тут вот придерживаться себя, и кто-то смотрит на Баленсиагу сейчас и говорит, да вы шутите, как это можно надевать вообще на себя? Фанаты в восторге, а те, не для кого этот бренд, они недоумевают и говорят, ребят, да вы шутите, да как, ну кто это рисовал, слепой кот, ну то есть вот как это случилось вообще?
Иван Исаев:
  • А вот я кстати видел сравнение, как рекламируют Balenciaga и дешевые магазины типа H&M, что Balenciaga все надменные и никто не улыбается. Они не хотят себя продать, вот как девушка из стриптиз-клуба.
Роман Тарасенко:
  • Интересная штука, что люди одинаково сильно любят какое-либо совершенство в природе и какое-либо несовершенство в природе. То есть, я сейчас не про уродство как раз, но когда Тесла Трак появилась, да, Тесла Кибертрак, и все такие «Вау!». Это противоречит, форм-фактор кузова автомобиля противоречит всему автомобилестроению. Он нарисован как будто бы это флет дизайн как в компьютерных играх из нашего детства. В этом нет какого-то гармоничного по золотому сечению. Зачастую несовершенства, которые используют бренды в том числе иногда говорят почему все не берут себе в модели исключительно Монику Белуччи, ведь прекрасная была бы модель, но она большому количеству брендов не подходит, потому что она прекрасна, ее действительно многие крутые бренды могли бы использовать, но она не продаст все продукты всем, кому нужно надменное лицо, кому нужен человек абсолютно как инопланетянин. Глаза широко поставлены и это притягательно, это привлекает внимание и ты начинаешь дальше понимать, что да, кажется, эта одежда для меня, потому что она не для всех.
Иван Исаев:
  • А вот как ты считаешь, покупателю лучше узнать себя или увидеть то, кем он хочет стать, потому что тот же самый бодипозитив, он же про то, что мы такие же, как ты, а Моника Белуччи из серии “я хотела бы стать такой, как она”?
Роман Тарасенко:
  • Я когда из Омска в Москву переехал, мне было 17 лет, это был 2003 год, я приехал, у меня только стразами на груди Дольче Габбана написано не было, но было написано, правда, очень крупно Дольче Габбана, понимаешь, спроси меня, настоящая ли это футболка была? Кто ж тогда знал? В 2003-м-то году, понимаешь? И, возможно, даже сами Дольче и Габану бы не определили, настоящая она или нет. Я очень хорошо помню, как я был одет и так далее. И на тот период времени мой конфигурат был таков. Ты спросишь меня, что я тогда покупал. Я все покупал с определенным посылом и с определенной демонстрацией образа жизни и прочего. И я покупал смысл того, что я достаточно крутой, для вот этого потребления на показ и вот это потребление на показ, который говорил, смотрите у меня есть какой-то другой статус, которого по факту нет, то есть я, чувак, приехал заселяться в общагу весь в Дольче Габбана и это такая вот понтовитость, если совсем открыто говорить. Важно здесь понять что мне в этот момент рекламировать, а вот мне рекламировать точно так же мой кусок образа жизни с тем треком, который я про себя сейчас понимаю. Я должен себя увидеть как дама какая-то в Монике Белуччи, никто себя так не видит, но все понимают на какой статус она претендует в этот момент. Менялись периоды и какая-то рекламная компания, насколько я помню это была Дольче Габбана с Моникой Белуччи, где она в образе грандамы статусной и вокруг нее молодые перцы. И вот если женщина понимает, что тоже хочет быть в образе этой грандамы, хочет сидеть в этом прекрасном приталенном черном платье, и все будет, это вопрос не про узнавание себя в ней, а вопрос в моменте узнавания, соответствуешь ли ты образу, статусу и той перспективе, в которой ты хочешь занять в рамках иерархической системы свою позицию.
Иван Исаев:
  • А вот скажи, для того чтобы понравиться не нужно пытаться понравиться, если эту мысль перевести в маркетинг и в продажи, ведь есть же категория элитных товаров, лакшери всякие, и есть эконом-сегмент, возможно этот посыл работает только в дорогих товарах, а в экономе как раз нужно понравиться и нужны эти прелести, как Дольче Габбана, все это яркое, все вывалить, чтобы эти люди увидели, потому что, возможно, у них мышление другое.
Роман Тарасенко:
  • Люди не отличаются с точки зрения своего поведения. У них разные предпосылки и разные элементы того статуса, который они в это вкладывают, но нет такого, что они вообще по-другому принимают решения. Нет, все люди принимают решения плюс-минус исходя из тех наборов критериев, которые я сказал.
Иван Исаев:
  • Давай категорию сюда добавим медийные известные люди. Ты работал с разными известными людьми, какие плюсы и минусы работать с ними, они проще или сложнее? Расскажи.
Роман Тарасенко:
  • Это про проще, но почему проще, потому что они очень хорошо понимают зачем им это и как надо делать. И у тебя не уходит времени на споры. В этом плане никогда не забуду одну из наших первых встреч с Канделаки. Я ей что-то сказал, она услышала и поняла, что больше никогда так делать не будет. У тебя нет времени на объяснения, давай притремся. То есть люди, которые обладают колоссальным опытом очень хорошо понимают что они делают,для чего они делают, очень быстро учатся отфильтровывать, доверять, принимать решения и так далее. Здесь, давая обратную связь людям с опытом, ты очень быстро понимаешь, что они такие. Окей, все, поняла, трансформируем образ, все делаем и сделаем там по-другому и прочее.
Иван Исаев:
  • Быстрее прислушиваются и быстрее отклик. И они, наверное, не пытаются артачиться. Типа, пришел профессионал и я заплатил деньги.
Роман Тарасенко:
  • Это, кстати, одна из самых сложных. Есть мем, мне он безумно нравится, что типа, ребята, я в этом ничего не понимаю, вот расскажите мне, как правильно, я сразу же так буду делать, не буду спорить. Ему говорят, вот так, вот так правильно и снизу комментарий, не согласен. То есть это классическая такая модель с тем, что если ты пришел к профессионалу, то ты ему доверься вот в отношении чего-то. У нас принято ставить под сомнение все: от врача до не знаю там, мы в целом в таком режиме существуем, ведь так хочется своего добавить, чтобы быть сопричастным. Опять же определенно нет не сопричастным, это опять же определенная игра под названием иерархический инстинкт и ты должен все-таки свою доминанту взять сверху и если ты нанял какого-то очень дорогого консультанта, то ты такой: нет, я тебе докажу, что ты урод и ты ничего не знаешь, что сейчас ты готов к этой игре и тут зависит от того уровня своего профессионализма, когда ты просто понимаешь что слушать - очень милая игра очень классная, но я в нее не игрок и смотри и ты очень мягко дальше плавно корректно это все показываешь. Одна из первых встреч с Ксенией Собчак. Это было достаточно давно, мне кажется в тот момент не было тогда еще даже youtube канала, мы проводили определенные стресс элементы и она смотрела на мою стресс реакцию. Это очень быстро закончилось, это было на одной из первых встреч, потом очень быстро ушел в другую сторону.
Иван Исаев:
  • Роман, в 2024 году есть такая большая боль у всех компаний - это персонал. Людей стало мало по разным причинам. Сейчас все компании столкнулись с кадровым голодом. Ты маркетолог, как ты считаешь в данный момент привлекать людей? Еще и мышление людей изменилось, стали любить другие вещи, другие офисы, другой стиль работы. Как притянуть себе сотрудников хороших?
Роман Тарасенко:
  • Сотрудники являются продавцами корпоративной культуры, они на рынке так же, как и маркетологи, продают корпоративную культуру компании. Они зачастую даже сами не могут охарактеризовать, она у нас какая-то есть, все понимают про какие-то крупные классные компании, в которых есть бесплатные бананы, яблоки, кофе, но это тоже не говорит мне о корпоративной культуре. А что действительно, вы вообще на «ты» на «вы» общаетесь внутри? А какая иерархическая система? Нет ответа универсального, потому что есть бизнесы, в которых лучше на «вы», есть бизнесы, в которых лучше на «ты». И есть отделы, в которых лучше на «ты». Ну вот маркетинг, я из маркетинга, маркетологи все на «ты». Всегда. В свое время hh.ru, кажется, проводил опрос интересный, что пиарщики и маркетологи — это самые матерящиеся сотрудники в офисах и всегда разговаривающие на «ты». Поэтому пиарщики может на «вы», но вот маркетологи — на «ты». И тут вопрос в том, чтобы понять вообще, наша корпоративная культура, она исходя из чего сформировалась и нормально ли людям в ней? К сожалению, так сложилось, что мы притягиваем себе подобных, если наша корпоративная культура вот такая вот. Бессмысленно дальше говорить, а мы тут сейчас и собираемся там, абсолютно красная зашитая компания с четким подчинением, все с жестким документооборотом, с кучей бумаг, чтобы выйти покурить, нужно написать служебку, но мы такие сейчас принимаем решения, что нам нужно молодняка нанять. Они вообще в это не готовы играть, в эту игру в своей большей массе и они такие: “в смысле, а где здесь (очень важное слово прозвучит, потому что это важный критерий, когда ты взаимодействуешь с молодым персоналом слово простое) свобода?” Только свобода не подразумевает раздолбайство, а свобода именно то, что я могу свободно действовать в рамках графика, проектов, реализации и так далее. То есть в чем состоит эта свобода, если мы сейчас говорим про молодой персонал и многие ребята идут/не идут на работу не потому что их зарплата не устраивает, а потому у них не какие-то избыточные рамки: “я в такую игру играть не умею” и молодой - это возраст. Ну это ребят все, рожденные с нулевых и то, сейчас ты их когда привлекаешь, говоришь: “а как так? Ты че, не понимаешь иерархию?” А они зачастую реально ее не понимают, потому что они росли уже в другое время, и для них в целом ее нету. Портрет Ленина на стене для них очень мало что значит, они уже в школе учились, в которой его сняли.
Иван Исаев:
  • А где-то грань между свободой и вот этим самым разгильдяйством?
Роман Тарасенко:
  • Адски сложный вопрос, потому что я бы сказал, что он в показателях эффективности, но очень мало кто в целом понимает применительно к одной единице, то есть знаешь, я встречаюсь сейчас с компаниями, честно сознаю, что управление персоналом вообще не моя тема, поэтому я могу здесь говорить только по тому, что я видел и по касательной, но часто встречаясь с компаниями, я люблю задавать вопрос, а вот этот человек, допустим из маркетинга, вот он непосредственно что делает? И мне собственник говорит, в душе не знаю что он делает? И такой, окей, то есть есть какой-то KPI и отделы, которые дальше декомпозируются на этих людей. Ты приходишь к этому человеку, ты говоришь, слушай, а я не понимаю, мне кажется, его работу можно выполнить за пять часов в месяц. А что он остальное время делает? Давай просто здесь подумаем, посмотрим на это.
Иван Исаев:
  • Человек такое создание, у которого мозг работает в сторону того, что нужно все упростить, облегчить, что не нужно делать лишних движений, не нужно… Если что-то можно сократить, это надо сократить. Вот этот принцип. Это правда и ведь если людям дать вот ту самую свободу, то они постепенно начнут все сокращать, потому что это функции их организма и если им дать полную свободу, то они вообще перестанут что-либо делать прежде, чем ты ответишь. Я тебе хочу это закрепить: когда мы нанимаем курьеров, установщиков и 50 человек сказали, что мы завтра придем, радуйся если 5 придут на собеседование, вот прям радуйся, да! Но когда мы нанимаем юристов, если 5 человек сказали мы придем, то все 5 будут стоять за 5 минут до начала собеседования, отглажены, упакованы и подготовлены. И это контингент с мышлением, образованием у этих людей он абсолютно разный. Если мы говорим про компанию, которая делает ремонт квартир или траншею копает, то этим людям сказать, вот вам свобода, они сразу придут к тому, что они вообще работать перестанут. Но есть другие люди, вот эти образованные, которые по-другому мыслят и они свободу не воспримут, как возможность ничего не делать. Так как они достигаторы по большей части, они такие, окей, я буду это делать, даже порой лучше, может быть, я не поеду в офис, это время потрачу на достижения. То есть, получается, по такой логике, не ко всем людям это относится, не 100%.
Роман Тарасенко:
  • Вообще не ко всем это применимо, как я тут уже оговорился, могу говорить только про маркетологов в какой-то части и понимать в целом, что это в отношении маркетинга звучит, а не в отношении синих воротничков, потому что, честно скажу, никогда не управлял, и я в целом не умею управлять. То есть, даже когда у нас дома ремонт шел, вот я просто, честно, здесь супруге сознался, со мной мы его не закончим, потому что я не умею управлять рабочими. Ну не умею, то есть для меня чуждо прийти и начать орать, грозить говорить, что тут не выплатим. Это я не умею, у меня другая сделка в голове прописана, как установка, если ты мне завтра скажешь давай с тобой начнем строить коттеджи, то я скажу что буду делать все, кроме соприкосновения с людьми, которые непосредственно это делают, потому что правда я не знаю как.
Иван Исаев:
  • А ты был когда-нибудь в компаниях Яндекс, Гугл, Майл, ВК? Замечал ли ты, что там есть очень много плюшек разных? Там диваны, там всякие игрушки, там и все прочее. В Гугл даже пиво есть. А замечал ли ты, что обычно никто не играет?
Роман Тарасенко:
  • Никто не играет. Когда мы там, никто не играет. Но мы не знаем, не играют ли они вообще. Играют. А я спрашивал, я даже пыль видел на аэрохоккее, и задал вопрос. Ну слушай, ну просто, может, им аэрохоккей не зашел, но зато у них капсулы для медитации часто заняты.
Иван Исаев:
  • Моя мысль в том, что эти все инструменты можно использовать как показатели того, кто хочет работать, а кто хочет развлекаться. И я помню был в Google, когда увидел, что приходят люди в час, в два, в три дня, я подумал, как они ходят? Как они хотят, так они приходят. Мне потом объяснили, что они работают с разными часовыми поясами. Я такой, окей. Это во-первых. Потом, я смотрю, тренажерный зал. Спрашиваю руководителя, ходят ли они туда, он сказал, что у них такие планы, ему некогда туда спуститься, чтобы посмотреть, что там вообще.
Роман Тарасенко:
  • Смотри, здесь ряд моментов. Первое. Когда ты создаешь среду в офисе, это тоже элемент корпоративной культуры. Важно понять, стены, виды и так далее, это всё тоже создаёт тебе определённый вайб. И если мы собрались с тобой в игровой комнате, а это выглядит как игровая комната, ты начинаешь мыслить принципиально другое. Если завтра штаб-квартиру Google зашить в дубовые панели, они начнут выдавать решения и так далее. Это часто делается не только для того, чтобы люди приходили и играли. Второе, что не менее важно, нужно понять, как люди думают. Не все люди, а у них есть задачи, которые ты должен выполнять, но если у тебя есть задачи, над которыми ты должен подумать, все люди думают по-разному, кто-то думает во время прогулки, кто-то думает во время того, что он идет в зал и ты тоже в этот момент о чем-то думаешь, что у тебя и насыщение кровью и так далее. Кто-то думает за бутылочкой пива и в этом нет ничего плохого, но говорить о том, что у них весь рабочий день связан с тем, что думаю нет, у них есть задачи, которые расписаны. Им нужно что-то писать, что-то делать, присутствовать на каких-то переговорах и так далее. И, конечно, они не могут в этот момент играть в какие-то игры. Если они раз в неделю даже собрались на то, чтобы где-то что-то сделать, потому что в этот момент они думали, и как-то даже играя в PlayStation. Я видел несколько офисов, где они с коллегой играли и кто они такие, кажется, я сейчас понял. У них случается инсайд этот момент. А в третьих, что ты же начинаешь вовсе еще и по-другому воспринимать, когда ты там присутствуешь. Даже если у тебя громадье планов, но ты понимаешь, что у тебя есть здесь спортзал, ты теоретически понимаешь, что ты всегда можешь туда спуститься и снять там стресс, даже если это раз в месяц. И это вопрос, опять же, корпоративной культуры. Это не значит, что все превратятся в компанию, в которой все ходят как зомби-раздолбаи. Но людям дают возможность самоорганизоваться даже в условиях игрушек. То есть у тебя куча игрушек, но ты понимаешь, что вот в этом всем ты можешь самоорганизоваться, один раз сыграл в аэрохоккей, но тебе неинтересно в него играть каждый день и каждый час.
Иван Исаев
  • Слушай, у меня прямо сейчас инсайд, знаешь, какой? Что не важно, пользуешься ты этим или нет, важно, что оно есть. — У тебя это есть. — Это мне напомнило фильм “О чём говорят мужчины”, когда он говорит, если тебе запретить есть вилкой, а ты может никогда и не хотел ей есть. Важно осознавать, что всегда можно.
Роман Тарасенко:
  • Ты будешь по ней скучать. Точно так же это вот во всех абсолютно элементах. И ты присутствуешь в большой игровой комнате. У тебя есть все игрушки мира, собранные в одном месте. У тебя такая изобильная среда, потрясающая. Твори в этой изобильной среде, просто твори. Мы тебя обеспечили и создали тебе всё.
Иван Исаев:
  • Вот у меня дома, допустим, есть бильярд, и я не играл в него год. Но зато он у меня есть и меня эта мысль как бы греет.
Роман Тарасенко:
  • Это ведь то же самое. Практически все, у кого есть бильярд. Ты считаешь, как и люди, когда мечтают о том, что они у себя сделают, знаешь, я всегда, кто живет в загородных домах, они говорят, у меня будет баня и бассейн, и я буду, минимум каждый день, я вот прочитал все протоколы, там, не знаю, Эндрю Губермана, да, и буду вот каждый день в баню, потому что для здоровья полезно и так далее. Потом ты приезжаешь, встречаешься с этим другом, говоришь, ты как часто в баню ходишь, он говорит, раз в месяц, в лучшем случае, как-то. Я как раз этот человек, но раз в две недели. — Ты ходишь, раз в две недели — это нет, раз в две недели — это вообще хорошо, это прогресс. Поэтому здесь тоже не нужно, понимаешь, путать с тем, что люди обязательно будут всё это использовать в режиме 24 на 7. Нет, это тоже элементы, важные элементы корпоративной культуры. Было давнее-давнее исследование о том, что люди, которые работают за Маками, они чуть более креативные, чем те, кто работает на компьютерах с Windows. Это было интересное и очень любопытное исследование. Вроде бы, да? Какая разница? И там, и там, ну, условно, есть Photoshop, и без разницы было бы, где работать, на Mac или на Windows. Но вот так вот… Да, у них важнее, они заморочены. Ты садишься и приобретаешь другой контекст.
Иван Исаев:
  • Да.
Роман Тарасенко:
  • Как в том известно Рилсе, недавно смешной попался, где чувак говорит: “Так, Mac купил, наушники купил, в кофейню пришел, кофе взял, сел, знаешь, ноутбук, кофейня, кофе, такой, что дальше-то делать? Вы не выдали инструкцию, вы все модные, которые сидят в кофейнях и что-то делают, что вы дальше-то делаете?”
Иван Исаев:
  • А если вопрос поставить так, где найти персонал в наше время? Вот можешь ли ты порекомендовать какие-то источники?
Роман Тарасенко:
  • Ой, у меня очень скучный ответ на этот вопрос. Очень скучный, потому что ответ простой — вырастить. То есть идти там, где можно, знаешь, вот следить, где найти грибы. То есть ты должен знать, где есть место, в котором изначально грибы вообще всегда росли. Где растут сотрудники - в вузах, в школах и в колледжах. Вот недавно разговаривали с человеком, который отвечает за HR-бренд непосредственно. И он честно сказал, что мы со школы после четвертого, если четвертый есть, пятый класс уже присматриваем себе сотрудников.
Иван Исаев:
  • А как ты считаешь, почему так сейчас не делают компании, которые ищут сотрудников? Они просто не знают этого или что?
Роман Тарасенко:
  • Я думаю, что просто не стояло такого вопроса, сейчас, я думаю, будет стоять, не было в прошлом в фокусе внимания. То есть это просто было не важной задачей. В целом никто не рассматривает того, что сейчас нужно брать как можно раньше. И не искать на рынке готовых, а понимать, что надо выращивать уже с ВУЗа, потихонечку присматриваться, искать наиболее подходящих и так далее. То есть компаниям нужно перестать думать в режиме благоденствия, что у них есть вакансии, за которые они платят деньги, поэтому они главные и так далее. Нет, нужно перестроить фокус внимания на то, что нам нужны хорошие люди, потому что только нас хорошие люди могут двинуть и так далее, что мы им сделаем. Но, опять же, тут вопрос в том, что у нас корпоративная культура нормальная для этого молодняка, вот они когда придут и очумеют здесь.
Иван Исаев:
  • Вот им-то как раз и нужны все эти печеньки, игры и все прочее. Они должны увидеть этот маркетинг и захотеть.
Роман Тарасенко:
  • Да, потому что меняется контекст работы, меняется в целом подход к этому всему. Не во всех отраслях, но он меняется. Мне недавно задали вопрос, сколько часов в неделю вы работаете. И я офигел, потому что я не получал очень давно этот вопрос, потому что у меня нету ограничивающих часов и ограничивающих дней в рамках работы. И я понимаю, что мои контрагенты и люди, с которыми я коммуницирую, точно так же. То есть абсолютно нормально, вот тут два дня назад меня просто веселила эта ситуация, что в ночь с воскресенья на понедельник я с двумя крупными компаниями переписывался в пол первого ночи. Потому что они мне написали и я еще не спал, мы начали обсуждать вопросы. И они не спят в это время и для них нормально работать. И нет у них начальника, который бы им сказал, обязательно, Тарасенко, напиши пол первого ночи, то есть в воскресенье. Нет, им пришла идея, и они такие, слушай, а как ты думаешь вообще? То есть они думали, что я, может быть, утром это прочитаю, потому что им идея в моменте пришла.
Иван Исаев:
  • Да, все-таки самые успешные люди, они 24 часа работают и 24 часа отдыхают. Они, в принципе, не разделяют. Это правда. Потому что работа для меня есть отдых.
Роман Тарасенко:
  • Вот точно так же и для меня.
Иван Исаев:
  • А что я сейчас делаю вообще? Работаю или отдыхаю? Это смесь, да. Это работа или отдых. Даже сейчас, что я делаю?
Роман Тарасенко:
  • У меня иногда бывает… Я терпеть не могу договора читать. Иногда это для меня важный функционал, потому что юрист не всегда может понять именно момент, связанный с начинкой. И я когда договора читаю, у меня сериал всегда включен. То есть я смотрю сериал и параллельно так, прочитали одно предложение, хорошо, дальше. То есть для меня это прямо мучение прочитать договор. И я это совмещаю, и я такой, это работа была или отдых? То есть я себе, это опять же привет, начало интервью про СДВГ, что у меня такое вот именно действует внимание, что мне надо два экрана все время, чтобы были.
Иван Исаев:
  • Роман, а вот такой вопрос. Ты довольно популярный блогер. У тебя в YouTube 240 с лишним тысяч подписчиков, в Instagram за 100 и так далее. Вот давай поговорим про маркетинг через видео. Ведь эта тема сейчас очень круто развивается. И когда человек посмотрел интервью или еще какое-то длинное видео, он с каждой минутой становится лояльнее. И если он его досмотрел, то в конце он уже практически готов покупать. Вот ты что по этому поводу думаешь?
Роман Тарасенко:
  • Да, это так. Я просто здесь подумал реально, а что тебе сказать еще? То есть здесь давно все говорили про видеоконтент и все понимали, что рано или поздно мы придем с текстового и визуально-графического контента видео, и вот мы все тут, оказалось что людям через видео потреблять информацию быстрее и удобнее искусство сохранения знания и так далее. Идет сильно быстрее и поэтому когда даже давно всем говорили: “ребята видео-видео-видео надо об этом думать!” Многие компании еще под опоздали с этим, то есть кто-то еще до сих пор не начал, но сейчас даже люди не ищут никакие рецепты для жизни в формате текста, как приготовить пирог или как, не знаю, там, почистить газонокосилку, поменять фильтр в увлажнителях. Например, а можно мне вот не текстом и картинками, а можно мне вот видео с комментариями и за полторы минуты я быстро все понял и избежал каких-то еще ошибок.
Иван Исаев:
  • Расскажи про свой опыт. Как изменилась твоя жизнь после того, как ты стал довольно популярным именно в блогах?
Роман Тарасенко:
  • Я никогда не ставил эту целью. Моя задача была всегда делать это по фану.
Иван Исаев:
  • Но она же все равно изменилась.
Роман Тарасенко:
  • Что с Инстой я делал, что с Ютубом, то есть Ютуб - это в целом мое хобби. Мне интересно разговаривать с интересными людьми на темы, которые волнуют меня. И это такое хобби, реально. Изменилось, наверное с тем, что я прирос другой аудиторией, которую мне удается дальше влюблять в маркетинг. То есть люди, которые знают меня как человека, у которого есть подкаст на Ютубе, и дальше эти люди идут на какое-то мероприятие, на котором я выступаю, они такие, ё-моё, маркетинг — это классная штука, оказывается, мы готовы этим заниматься и прочее.
Иван Исаев:
  • Ну, зарабатывать на хобби — это тоже неплохо. Многие музыканты играют, потому что они любят играть, но это не мешает им зарабатывать.
Роман Тарасенко:
  • Я не зарабатываю на Ютубе. То есть у меня крайне редко рекламные интеграции. Чаще всего это даже от моих каких-то клиентов. То есть я, честно говорю, у меня выпусков 5 за всё время, в которых были, может быть, 6, в которых были те или иные рекламные интеграции. Поэтому нет, Ютуб — это моё хобби, на котором мне просто это нравится делать. Окей, а расскажи тогда про книги. У тебя есть 4 книги. Еще одно хобби. Давай пройдемся по всем. Не делайте сейчас, не пишите сейчас книги, снимайте YouTube.
Иван Исаев:
  • Это главный совет.
Роман Тарасенко:
  • Книга раньше - это был определенный статус экспертности. Сейчас я их не пишу и не планирую писать новую книгу, и не буду этого делать. Зачем? Потому что YouTube в этом плане гораздо более универсальный, перспективный инструмент. Просто когда-то казалось, что если ты не напишешь книгу, то у тебя не будет достаточной экспертности. А сейчас ровно наоборот, что там какой твой YouTube. А знаешь еще что испортило, наверное, весь рынок? То, что очень большое количество специалистов, которые пишут книгу за тебя, под ключ и так далее. Издательства даже так делают иногда. И это в целом испортило в какой-то степени рынок. То, что получилось, что не сохраняет авторство знания. А вот в YouTube все-таки сложнее врать. Когда тебя позовут на интервью какое-то, тебе зададут вопросы, там-то всё и всплывет. И ты поймёшь, что человек не сам книгу написал. Что он ничего не сечёт.
Иван Исаев:
  • Ну, а всё-таки, ведь есть категория людей 45, 50, 60 лет, которые тоже смотрят YouTube. А они книги-то воспринимают, как и раньше. Они все воспринимают книги. То есть, этот статус у них, он никуда не делся?
Роман Тарасенко:
  • Делся. Вопрос в том, что люди 45, 50 лет и так далее, они в целом, ну давайте по-честному, сейчас тираж нон-фикшн книг, если вы возьмете сейчас любую книгу нон-фикшн, откроете и перевернете сзади, то будет написано, тираж 2000 экземпляров. Это то количество книг, которые выпускаются первым тиражом. Издательство крайне редко идет на увеличение числа. 2000 экземпляров, алло, ну, какие здесь люди, там, 45+ и так далее.
Иван Исаев:
  • Еще есть электронные версии, аудиоверсии.
Роман Тарасенко:
  • Ну хорошо, кстати, практически очень малый рынок в России аудиокниг. Я очень люблю, особенно нон-фикшн. Потому что действительно не усваивается и не так хорошо запоминается. Диктор очень важен. Я тот скептик, который скажет, если говорить про эксперта, то есть я очень много читаю, люблю книги и буду всегда кайфовать, но если говорить про эксперта, в какой инструмент ему основной всё-таки вложиться, я бы сказал, что сейчас лучше вкладываться в YouTube, нежели вкладывать усилия в книги. Опять же, потому что написать хорошую книгу — это два года. Два года. А сколько у тебя стоило написание книги? Ничего не стоило.
Иван Исаев:
  • Ну, издательство там еще.
Роман Тарасенко:
  • Нет, это я получаю деньги от издательства. Я еще проскочил в тот период времени, когда издательство платит писателю, а не наоборот, ты приходишь и говоришь.
Иван Исаев:
  • Хорошо, тогда сколько ты на них заработал?
Роман Тарасенко:
  • Ну, наверное, сегодняшний кофе они оплатили. Но я вот вижу, конечно, реально, в России автор зарабатывает несколько десятков рублей с одной проданной книги, то есть с какой-то книги я точно помню, что у меня роялти с одной из четырех книг 12 рублей за проданный экземпляр, ну то есть если посчитать до 2000 экземпляров по 12 рублей, то 24 000 рублей. Статусность прошлого отошла в прошлое. Извините за эту тавтологию.
Иван Исаев:
  • Я написал две книги и как раз зашел в ту категорию, когда мне нужно заплатить.
Роман Тарасенко:
  • Это просто издательство придумывает новые схемы выживания. Своего и своей монетизации правильно делают. Это прекрасный абсолютно бизнес. Но это уже о многом говорит и о том, что происходит с книжным рынком в целом.
Иван Исаев:
  • Хорошо, Роман, у меня есть к тебе такие четыре философских вопроса. Я люблю их задавать своим гостям. Начнем с того, что сколько денег тебе нужно для счастья?
Роман Тарасенко:
  • Я не знаю, как связаны деньги и счастье. Я читал большое количество исследований на этот счет, которые ты наверняка тоже знаешь, и все, кто нас смотрит, что там коррелирует, не коррелирует, в общем, с прорастанием и прочее. Давай так скажу, что денег нужно столько, сколько закрывает твое ощущение безопасности. Вот счастья я бы здесь не замешивал. Я знаю так же, как и ты, большое количество людей супер состоятельных, чудовищно несчастны. Знаю людей не очень состоятельных и счастливых. И, наверное, здесь вопрос, для меня это в большей степени, насколько тот объем денег, который у тебя есть, снижает твою тревогу. И я отвечу на этот вопрос так: он у каждого индивидуален. Но я для себя вывел простую формулу, что мне нужно, чтобы у меня было столько денег на счете, чтобы мне хватило три года при текущем уровне потребления. Если я завтра перестану зарабатывать, мне на три года должно хватить. За три года я смогу что-то придумать, как жить и зарабатывать дальше. И это формирует мое ощущение безопасности. А счастье я буду зарабатывать на чем-то другом. Тогда второй вопрос. А в чем смысл жизни? В наслаждении. Я в этом плане ужасный гедонист, в том чтобы было наслаждение каждой минутой, наслаждением фильмом, бокалом вина, вкусным сыром, обнимашками с дочерью. В наслаждении все остальное мне кажется как-то не про меня, то есть я не люблю. Тоже ответ вопрос: часто все стали сейчас модно говорить в чем смысл жизни, а его нет по факту то есть действительно нет, но это каждый его придумывает и собирает себе сам. Я собрал ровно из того, чтобы получать удовольствие от простого фильма, посмотрел и прослезился, книгу прочитал потрясающую. Боже, какой кайф! На разговор хороший приехал, тоже кайф, классно! А что такое любовь для меня? Для меня важнее любить, чем быть любимым. Поэтому для меня любовь - это когда ты видишь другого человека, ты понимаешь, что такая здоровая часть тебя, хотя это другая личность со всем другим, в которой ты что-то своего видишь, в чем-то отзеркаливаешься, ощущаешь как-то это тонко. И мне, правда, вот искренне важнее любить и для меня любовь — это когда ты можешь испытывать невероятный коктейль чувств, эмоций, страхов, переживаний, тревожностей. Там же не только хорошее чувство в отношении другого человека. И это такая мощная штука, потому что, представляешь, да, то есть мы, по идее, это эгоисты, мы должны отвечать за свою жизнь, за свою безопасность и прочее. А когда ты понимаешь, что в твоей жизни появляется кто-то, кто, возможно, даже важнее тебя, вот это, наверное,
Иван Исаев:
  • И есть любовь. Ну и окончательный вопрос. А что будет после смерти?
Роман Тарасенко:
  • Я в этом плане, к сожалению, понимаю, что для себя это четкое чувство, что ничего не будет. Я надеюсь, моя единственная маленькая надежда, что там будут хотя бы вот эти смешные титры, которые мы часто видим в Рилсах с вот этой музыкой. То есть вот это, что хотя бы вот это, но по факту я понимаю, что там даже не будет этого, я думаю, что просто мы не поймем, мы не знаем этого, то есть это просто заканчивается и все. И наверное здесь две вещи, которые хотелось сказать, первое, что “пока мы живы, смерти нет, когда есть смерть, нет нас”, то есть это потрясающе абсолютная цитата, если мне не изменяет память Шопенгауэра. Последнее, что хочу, я в свое время прочитал, когда был модно, первый курс моего университета был моден Кастанеда, и я прочитал его, честно, дальше первых трех книг я не двинулся, но несколько вещей оттуда я запомнил. Вот одна из красивых метафор, которая у него была: “ что если ты проживаешь яркую, красивую, особенную жизнь и научился в ней танцевать, то когда придет твое время, смерть даст тебе какое-то время, полминуты, минуту, 2−3 у каждого будет свое, чтобы ты исполнил свой последний танец перед тем, как уйти ни во что”. И наверное вот это для меня была важная штука, чтобы прожить вот эту какую-то хорошую яркую красивую жизнь, чтобы тебе в конце дали эту одну минутку и сказали твоя минута, танцуй.
Иван Исаев:
  • Роман, это было потрясающе интересно. Всем, кому понравилось, ставьте лайк, подписывайтесь и пишите в комментариях, что наиболее вам понравились? Какие инсайты вы словили? Спасибо большое!
Более 35 000 подписчиков на youtube канале про
Как прославиться за 24 часа
Привлечение Клиентов в 2024
Продвижение Сайтов в Яндекс
Маркетинг 99,9%
Секрет Публичных Выступлений
Увеличить Продажи на 99,9%

маркетинг ивана исаева

а еще я периодически преподаю маркетинг
и выступаю спикером
Исаев Иван Анатольевич
...который может принести пользу людям, отправьте заявку с описанием себя и своих достижений, и, возможно, следующий подкаст я сниму именно с вами
Если вы считаете себя интересным человеком...
сделайте
себе так же
Вам точно понравится идея сделать себе Telegram-бота. Делается быстро и недорого, а приносит колоссальный результат
Из лайфхаков 2023 года —
я создал Telegram-канал с отзывами своих заказчиков и партнёров. Делюсь ссылкой
Instagram — проект Meta Platforms Inc., деятельность которой в России запрещена